parallax background

Чин прощения: благочестивая формальность или исповедание любви

11.03.2019
 

Задавшись этим вопросом, отчетливо понимаешь, что ответов может быть множество. Каждый из этих ответов высветит проблему с разных сторон, тем более каждый придаст своему ответу свой личностный смысл..

Чин прощения, с тех пор, как установлен Великий Пост перед великим праздником Пасхи, вводит нас в тайну покаяния. В этот день церковь вспоминает изгнание первого Человека из рая. Он, тот далекий от нас человек, всем и каждому известной биографии, не смог сдержаться и совершил какую-то на тот момент непоправимую и судьбоносную для всего человечества ошибку. И рождаясь, каждый нес и несет на себе печать этой ошибки. Но удивительно то, что среди рожденных людей находились и те, кто способен был стать выше этого «заданного» искажения. Они достигли в своем подвиге того, что называется обожением. И являют для всего христианского мира пример преодоления неправильной природы человеком путем устремления своей воли к Богу. Это пример и того, что лично в моей греховности совсем не виноват тот первый человек, то есть вся ответственность за мой грех ложится на меня. Ибо каждый раз ошибаясь, мы сами изгоняем себя из этого дарованного состояния, состояния рая, ошибочно устремляя свою волю. В этом свете чин прощения, и собственно прощение, является началом нашего возрастания во Христе.

 
 

Этот чин, как центральное событие этого дня, не может быть упущен из церковной жизни. Без него просто обессмысливается телесно-духовная жертва постящегося христианина. Поэтому раскаяние перед ближним, как и прощение ближнего, необходимое условие сохранения смысла поста. И пусть, прощая человека, мы не можем всегда заявить ему о своих благих чувствах, и тем более - о любви, но сам шаг прощения как примирение– это точка роста в этой любви.

Путем несложного этимологического анализа, можно установить связь слова «прости» со словом «просто». Таким образом, сама просьба о прощении заключает в себе мотив упрощения или упрощивания. « Я делаю тебя простым, когда прощаю тебя, я упрощаюсь, когда прошу у ближнего прощения». Напрашивается один вопрос, зачем же нам эта простота?

Простота делает прозрачными отношения между людьми, она делает легким кажущееся тяжелым, простота дает христианину возможность увидеть то, что не увидит отяжеленный линзами и призмами взгляд любителя усложнить.

 

Простому - нет дела до чужих грехов, простой - не ищет виноватых в своих личных бедах. Такова, наверное, простота. И простота, кажется, необходимое условие бытия любви….

А теперь хочется вернуться к заглавию размышлений о значении чина прощения. Можно сказать, что в форме благочестивой традиции мы имеем возможность упростить себя, сделаться проще, чтобы каждый из нас еще в большей простоте и чистоте, а кто-то и в любви, смог встретить Воскресшего Христа.

Автор: Мария Смирнова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.